Интервью корреспондента газеты "Сушка" с доцентом кафедры "Электроснабжение" Г.И.Селиверстовым

В октябре 2023 г. ГГТУ им. П.О. Сухого отметит важную дату: свой 55-й День рождения. В преддверии юбилея ведущий специалист университетской газеты «Сушка» побеседовал с доцентом кафедры «Электроснабжение» энергетического факультета Георгием Ивановичем Селиверстовым, посвятившим работе в университете более 40 лет.

seliverstov.jpg

Когда Вы решили стать преподавателем и почему?

Случайно (для меня) весной 1976 г. в Белорусском политехническом институте (БПИ) на заседании Государственной комиссии по распределению выпускников кафедры «Электрические системы» для предоставления первого рабочего места.

Распределяли по рейтингу в соответствии со средним баллом за весь период обучения. Шел в списке 6-м. Список насчитывал 96 выпускников. Предварительно записался на два предприятия – Бобруйские и Слуцкие электрические сети – поближе к месту жительства родителей.

Комиссия (думаю, с подачи заведующего кафедрой «Электрические системы» профессора Г.Е. Поспелова) предложила мне в качестве первого рабочего места поехать преподавателем в Гомельский филиал БПИ. Для меня это было неожиданно. Ведь по оценкам я был не самым сильным студентом (2 года учебы из 5 практически профессионально занимался велоспортом). Тогда быть преподавателем в институте было престижно. Правда, зарплата у начинающего ассистента – 125 рублей, но у доцента со стажем – 320 рублей. Взял паузу на раздумье. Подключил в коридоре коллег по распределению. Дали совет – ехать в Гомель. Учить их детей, а потом и внуков. Поехал. Учил и продолжаю учить.

Почему решил стать преподавателем?!  Думаю, исходя из накопленного опыта и перспектив в жизни, – получил в школе и институте основательные базовые знания, вырос в сплоченной большой семье; в семье, в общежитии и на кафедре «Электрические системы» умел способность слышать и слушать, учитывать мнения старших и младших; наблюдал за работой Учителей на кафедре «Электрические системы» – профессоров Г.Е. Поспелова, В.Т. Федина, М.А. Короткевича, М.И Фурсанова и других и набирался у них профессионального и житейского опыта; на старших курсах под руководством профессора В.Т. Федина занимался НИРС, был номинантом республиканских конкурсов студенческих работ, в том числе, и первой степени; проживая в общежитии, консультировал студентов при решении задач, выполнении индивидуальных заданий, курсового и дипломного проектирования. При этом всегда это делал уважительно, тактично и с удовольствием, не ссылаясь на отсутствие времени. У каждого человека, в том числе и у отстающего студента, бывают временные трудности. Поэтому, приехав в Гомель, продолжил эту работу, но с планами на будущее – поступление в аспирантуру.

С чего началась Ваша студенческая жизнь?

seliverstov_g.i.1978.jpg

Студенческая жизнь, как это не звучит банально, началась с поиска квартиры для проживания. Тогда иногородним студентам редко предоставляли жилье в общежитиях БПИ – обучалось порядка 20 тысяч студентов. Далее к привыканию – высидеть 4 пары без обеда (в буфет на перерыве за булочкой было не пробиться). К привыканию – заниматься во вторую смену с 13 часов в корпусе № 10 БПИ на тракторном заводе, добираясь туда около часа на бренчащем старом трамвае; при этом в первой половине дня 3–4 раза в неделю – занятия в велосипедной секции с выездом за пределы города на 2–2,5 часа, что всегда воспринималось с большим удовольствием.

Что считаете самым прекрасным и положительным в своей профессии?

Думаю, это общение с молодыми людьми – доверчивыми и открытыми, с их задором, юностью и блеском в глазах. Будь это парни или девушки; наблюдать в рамках университета и за его пределами за их развитием и взрослением.

Сколько лет Вы посвятили профессии преподавателя и что Вам больше всего нравится в Вашей работе?

Если официально – согласно Трудовой книжке, – то с 1 сентября 1976 года, 46 полных лет. Даже обучаясь в аспирантуре в 80-е годы, вел учебные занятия.

Что мне больше нравится в моей работе – это с желанием ходить на работу, которая приносит радость, положительные эмоции, общение с коллегами и студентами, быть в кругу людей, оказывать им возможную помощь, давать знания и набираться знаний, гордиться результатами своего труда и всегда помнить – если человек живой, то нет не решаемых задач и проблем.

В чем для преподавателя заключается секрет успеха?

Думаю, на мой взгляд, секрет успеха преподавателя заключается в понимании студента или студентов, а секрет любви студента или студентов к преподавателю – это понимание того, что преподаватель его или их понимает. При этом не важно, кто ведущий, а кто ведомый в той или иной ситуации. Здесь оба или все равны. Важно здесь понимать, что решаемая или обсуждаемая задача (которая должна быть решена) – общая и касается двоих или всех – преподавателя и студента или преподавателя и группы студентов.

Какое восприятие ГГТУ им. П.О. Сухого было у Вас в первые месяцы работы и поменялось ли оно спустя время?

Восприятие о ГГТУ им. П.О. Сухого поменялось существенно и в лучшую сторону. Теперь есть кому и на чем учить студентов.

Чем Вы любите заниматься в свободное время?

В свободное время от работы время летом люблю заниматься дачей, наблюдать за процессом сбора шмелями и пчелами нектара с многочисленных цветов, выращиваемых хозяйкой дачи; за процессом кормления в скворечниках их хозяевами своих птенцов, совершать прогулки на обычном дорожном велосипеде и посещать футбольные матчи ФК «Гомель», зимой – кататься на лыжах и играть в футбол, в том числе и на улице. Это положительные эмоции, это физические нагрузки и обдумывание планов на будущее – на день, неделю, месяц, год. И все это – для души и в радость.

Вы согласны с утверждением, что раньше студенты к знаниям тянулись больше, так как это было реальной возможностью выбиться в люди?

Не согласен. Сейчас студенты умнее студентов моего поколения. Изменилось время. Многое стало доступнее, в том числе с малых лет. Хочу это, хочу то. И имею – и первое, и второе. Они стали более мотивированными и избирательными. И при освоении учебных программ они проявляют не меньше интереса, а может и больше, чем студенты моего поколения. Все зависит от предмета и преподавателя. И они строят свои планы на более длительную перспективу, чем мы в свое время. Вопрос в другом: а интересно ли они живут?! Об этом судить читателю.

seliverstov.jpg

Какие советы Вы можете дать студентам?

Нет ничего простого, как давать советы, тем более студентам; и тем не менее, мои советы: не сожалеть о прожитом (это было ваше и прожито вами); жить надо сегодня и ничего не откладывать на завтра; иметь свою точку зрения и цель в жизни, даже самую несбыточную, но свою, и стремиться к ее достижению. Если не Вы, то кто?! И все или почти все у вас получится.

Охарактеризуйте вуз тремя наиболее подходящими словами.

Три наиболее подходящие слова: энергия, молодость и оптимизм.

Как изменился университет за последние несколько лет?

Думаю, он не изменился. Но стал жить надеждой. Надеждой на хорошее будущее. Но к этому надо приложить усилие – и руководству университета, и нам с вами, читатели газеты. Надо работать всем на общее благо университета, его авторитет и статус. И все придет.

Что бы Вы хотели пожелать ГГТУ им. П.О. Сухого в его 55-летний юбилей, который наступит уже в этом году?

Что можно пожелать университету к его Юбилею?! Здесь, мне кажется, не надо выдумывать. Во-первых, позитива, здорового духа и микроклимата в коллективе; во-вторых, университет должен стать опять одной командой – один за всех и все за одного; в третьих, творческого роста и развития. Но эти пожелания нам всем – членам его коллектива, и нам их осуществлять.

«Сушка» № 2 (154) февраль 2023