Кафедра «Белорусский и иностранные языки»

Заведующий кафедрой

К.ф.н., доцент Пузенко Иван Николаевич

г. Гомель, Пр-т Октября, 48
к.2, каб. 420
Телефон: (8 0232) 26 02 10
E-mail: pusenko@gstu.by

Кафедра сегодня

Кафедра является одним из структурных подразделений университета, обеспечивая образовательный процесс по учебной, учебно-методической, идейно-воспитательной, идеологической и научно-исследовательской работе в соответствии с нормативной документацией и программными требованиями высшей школы и Министерства образования РБ. Как общеуниверситетская кафедра она входит в состав энергетического факультета, ведет обучение по 16 языковым дисциплинам, оснащена необходимыми техническими средствами обучения и учебно-дидактическими материалами. Особое внимание кафедра уделяет внедрению в учебный процесс инновационных форм обучения, интерактивных методов и игровых технологий. Преподавание языковых дисциплин осуществляется на основе учебных программ для высших учебных заведений нефилологических специальностей, в которых находят отражение последние достижения современной педагогики и перспективы развития лингводидактики и лингвистики.

Исходной концепцией в преподавании лингвистических дисциплин кафедры в контексте диалога культур становится овладение языком как основным средством межкультурного, межличностного и профессионально ориентированного общения. С целью более качественной организации учебного процесса и актуализации значимости межкультурной коммуникации в социокультурном контексте кафедра планирует непрерывное совершенствование качества организации учебно-методической, воспитательной, идеологической и научно-исследовательской работы, повышение уровня преподавания учебных дисциплин на практических занятиях как ведущей формы обучения и закрепления знаний, привития умений и формирования навыков студентов. На кафедре ведется планомерная работа по методическому обеспечению учебного процесса.  Издание учебно-методической литературы с грифом Министерства образования и электронных учебно-методических материалов дополняют учебно-методические комплексы по изучаемым дисциплинам, способствуя более целенаправленному, методически пошаговому усвоению учебного материала студентами. В настоящее время на кафедре имеется 4 учебника и 6 учебных пособий с грифом МО (изд-во «Вышэйшая школа», «РИВШ»).

Научный потенциал кафедры

На кафедре работают 13 преподавателей (10 штатных и 3 совместителя), в том числе кандидатов филологических наук – 3 (Пузенко И. Н., Зыблева Д. В., Бобрик В. А.); ст. преподавателей – 3, преподавателей – 4; преподаватели, имеющие академическую степень магистра, – 4. По внутреннему совместительству на 0,25 ставки доцента кафедры работает зам. декана по воспитательной работе, доцент Буракова М.В.; по внешнему совместительству на 0,25 ставки профессора работает доктор филологических наук Лещинская О. А. и на 0,25 ставки преподавателя - Семак Д.С.

Преподаватели преподают языковые дисциплины на 6 факультетах университета по дневной и заочной форме обучения, проводят практические занятия в группах магистрантов, соискателей; проходят параллельно обучение в магистратуре УО «ГГУ им. Ф. Скорины»; повышают научно-педагогическую квалификацию в рамках стажировок университета по линии РИВШ (г. Минск), на профильных кафедрах университетов г. Гомеля, г. Минска (МГЛУ) и РФ (ФГБ ОУВО ЯГТУ, Ярославль) через участие в научных семинарах, лингвометодических объединениях и конференциях; сотрудничают с ведущими преподавателями МГЛУ, РИВШ (г. Минск); ГГУ им. Ф. Скорины, ГГМУ (г. Гомель) по вопросам научно-инновационной деятельности. УВП кафедры укомплектован сотрудником с высшим образованием – специалистом Титовой А.А.

Дисциплины кафедры

- Белорусский язык;
- Белорусский язык (профессиональная лексика);
- Иностранный язык;
- Иностранный язык (английский);
- Иностранный язык (немецкий);
- Иностранный язык (французский);
- 2-ой иностранный язык (английский/ФАИС/пр);
- Иностранный язык (профессиональная лексика);
- Иностранный язык в профессиональной деятельности;
- Иностранный язык (английский) (факультатив);
- Иностранный язык специальности;
- Иностранный язык специальности (факультатив (II семестр);
- Иностранный терминологический язык (факультатив (I семестр);
- Профессионально-ориентированный язык;
- Русский язык как иностранный;
- Русский язык (профессиональная лексика).

Языковые дисциплины кафедры направлены на подготовку будущих специалистов технического и экономического профиля по профессиональной и межкультурной коммуникации в контексте идеи развития личности обучаемого в процессе лингвистического образования.

В учебно-научной деятельности кафедра руководствуется следующими документами:

  • действующим законодательством Республики Беларусь;
  • кодексом об образовании;
  • приказами Министерства образования РБ;
  • уставом университета;
  • решениями совета университета и факультета;
  • приказами и распоряжениями руководства университета;
  • распоряжениями декана факультета;
  • коллективным договором университета;
  • правилами внутреннего распорядка университета;
  • положением о факультете и кафедре;
  • положением об обеспечении безопасных условий труда;
  • программой, инструкциями по охране труда и пожарной безопасности;
  • санитарно-гигиеническими нормативами и правилами;
  • должностными инструкциями работников кафедры;
  • учебными программами преподаваемых дисциплин;
  • планом работы кафедры на учебный год;
  • индивидуальными планами преподавателей;
  • протоколами заседаний кафедры;
  • журналом взаимопосещений занятий преподавателей;
  • номенклатурой дел кафедры;
  • документами системы менеджмента качества.

Основные задачи кафедры

научно-педагогические (научная деятельность):

  1. Осуществлять преподавание дисциплин кафедры в соответствии с организацией образовательного процесса в учреждениях высшего образования согласно Концепции оптимизации содержания структуры и объема цикла (модуля) социально-гуманитарных дисциплин, опираясь на Концептуальный подход к развитию системы образования РБ на перспективу до 2030 года; следуя Государственной программе «Образование и молодежная политика».
  2. Регулярно решать вопросы по наращиванию кадрового потенциала через подготовку научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования, способных достигать в заданных условиях определённых результатов и совершенствоваться в трудовой деятельности.
  3. Обновлять учебные программы и наполнять их конкретными целями, задачами и содержанием; обеспечивать их гибкость и вариативность в соответствии с меняющимися потребностями рынка труда с целью повышения конкурентноспособности и привлекательности выпускников университета в мировом образовательном пространстве.
  4. Повышать качество учебного процесса и мотивирование студентов и магистрантов на продуктивное обучение, методически грамотно используя систему поощрений и наказаний, аттестаций и контрольного среза знаний с целью создания у них стимула к учёбе.
  5. Совершенствовать организацию учебно-воспитательного процесса на кафедре: разрабатывать и внедрять активные и нетрадиционные технологии обучения, а также интерактивные формы и методы обучения через подготовку и издание учебников и учебных пособий с грифом МО; готовить электронные курсы по всем учебным дисциплинам кафедры, включая факультативы.
  6. Постоянно обновлять учебно-лабораторное оборудование, и соответственно, развивать ресурсный потенциал кафедры с целью более плодотворной организации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности.

учебно-методические (образовательная деятельность):

  1. Развивать и совершенствовать коммуникативные умения и навыки обучающихся по видам иноязычной речевой деятельности (чтение, письмо, перевод, аудирование, говорение) на базе изученных источников; развивать общение социокультурного, делового и профессионально ориентированного плана.
  2. Обучать студентов налаживанию речевого взаимодействия с одним или несколькими предполагаемыми речевыми партнерами в рамках социокультурного контекста (межличностный диалог) и учиться устанавливать межличностные отношения в зависимости от коммуникативной ситуации общения. Осуществлять активный обмен учебной информацией разного характера, в том числе и профессионального в учебных целях.
  3. Воспринимать на слух аутентичную иноязычную речь на изученном языковом материале, понимать высказывания собеседника на иностранном языке и адекватно реагировать на звучащую речь, умело пользуясь вербальными и невербальными средствами коммуникации.
  4. Владеть видами учебного чтения, уметь читать и понимать разножанровые тексты средней и повышенной трудности с варьируемой целью, включая тексты профессионально ориентированного характера; грамотно переводить тексты, литературу по профилю университета; письменно выражать свои коммуникативные намерения; составлять письменные документы (реферат, аннотация, перевод).

воспитательные задачи (воспитательная деятельность):

  1. Совершенствовать систему патриотического и интернационального воспитания студентов средствами учебных дисциплин кафедры с учетом их интересов и запросов. Готовить будущего специалиста, обладающего профессиональными, социальными и гражданскими компетенциями, имеющего гражданские права и обязанности, патриота и семьянина с чувством социальной ответственности, способного к жизненному самоопределению и самореализации (кураторы, преподаватели кафедры/постоянно/ (презентации по устной теме/программный материал/тема 1 «О себе. Ближайшее социальное окружение студента»; тема 6 «Будущая специальность студента»; День кафедры, круглые столы, беседы и дискуссии).
  2. Повысить эффективность педагогического взаимодействия со студентами с целью профилактики возникновения суицидального риска, предотвращения участия несовершеннолетних в неформальных молодежных группировках и совершения ими преступлений и правонарушений через систему социальной, воспитательной и идеологической работы, а также путем проведения кафедральных мероприятий День кафедры; круглые столы; презентации по теме/программный материал «Современная молодёжь и её проблемы»; беседы и дискуссии).
  3. Создавать на практических занятиях необходимые условия для формирования навыков здорового образа жизни студентов, сохранения и укрепления их здоровья и безопасности жизнедеятельности, ценностей экологической и эстетической культуры (презентации по устной теме/программный материал «Экология»; День кафедры, круглые столы, беседы и дискуссии).
  4. Осуществлять коррекцию «проблемных областей» в организации воспитательного процесса, выявленных в результате осуществления мониторинговой деятельности в предыдущие годы с учётом развития самостоятельных возможностей и интересов студентов. Обобщение и распространение лучшего опыта работы куратора на кафедре.
  5. Продолжать работу по формированию у студентов активной жизненной позиции в современной поликультурной среде, сохраняя свою социально-культурную идентичность. Учить студентов уважать и принимать другие культурно-этнические общности, живущие в мире и согласии с представителями других национальностей.

Научные направления кафедры

1) Продолжать развивать и совершенствовать основные направления НИР:

  • по госбюджетной теме: «Тэрміналогія электратэхнікі беларускай, рускай і англійскай моў: тлумачальны слоўнік» (соисполнитель: доц. Буракова М.В.);
  • по научно-методической теме «Язык и межкультурная коммуникация: современные векторы развития в лингвистике, обучении и преподавании» (науч. рук.: доц. Пузенко И.Н.);
  • по лингвистическим и прагматическим особенностям жанра интерактивной телебеседы в медийном дискурсе/ на материале белорусскоязычных и англоязычных интерактивных телебесед/; науч. рук. ст. преподаватель Войтишенюк Е.В.;

2) Активизировать работу научно-исследовательской лаборатории студентов по проблемам технического перевода, автоматизации процесса перевода и его качества за счёт повышения мотивации у студентов к НИРС; интеграции учебного процесса с научной и практической деятельностью, проведения студентами и магистрантами совместных научных изысканий /ст. преподаватель Войтишенюк Е.В./;
3) Инициировать публикационную активность преподавателей /ВАК-статьи, рецензируемые статьи/ (доценты и ст. преподаватели);
4) Форсировать участие преподавателей в научных конференциях: доклады, статьи, презентации (преподаватели).

Связи кафедры

Кафедра поддерживает связи по учебно-методической и научно-исследовательской работе с родственными кафедрами учреждений образования:

  • Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины,
  • Белорусский государственный университет транспорта,
  • Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации,
  • Минский государственный лингвистический университет,
  • Ярославский государственный технический университет (Российская Федерация).

Территориальное расположение и лабораторная база

В распоряжении кафедры находятся 13 кабинетов: 9 учебных аудиторий, 1 преподавательская (425), лаборантская (421) и кабинет заведующего кафедрой (420). Общая площадь занимаемых учебных аудиторий - 353 м2.

На кафедре имеются современные технические средства обучения:3 принтера, проектор Optima X 381 и проекционный экран с электроприводом Matte White (423), ПЭВМ «Belsoft-бизнес»7; портативный компьютер HP Compag 6820, 4 компьютера, 1 телевизор марки «Samsung»; 3 телевизора марки «Витязь»; 2 ноутбука: НР Compag 6820, HP 250 G8; ТСО, которыми располагает кафедра, дают возможность успешно проводить практические занятия, а также заниматься научно-исследовательской работой.